Орнаментика

В эпоху барокко орнаментика занимала исключительно важное место в композиторском и исполнительском творчестве. Фундамент орнаментального искусства собственно позднего барокко был заложен ещё в конце XVI– начале XVII вв. В связи с постепенно сменяющимися стилистическими основами музыкального языка в искусстве орнаментики того времени происходили существенные перемены. В особенности это становится очевидным после публикации сборника клавесинных пьес Жан-Анри д’Англебера (D'Anglebert, J.-H. Piéces de Clavecin composées par J.-Henry d’Anglebert Ordinaire de la Musique de la Chambre du Roy ... Paris, [1689]), к которому он приложил таблицу с расшифровкой двадцати девяти украшений. Таблица была озаглавлена как «Marques des Agrements et leur signification [Знаки украшений и их значение]».

Можно сказать, что в период (условно) с 1680 по 1720 год в европейских странах происходила весьма существенная замена прежних принципов орнаментики – новыми. Большинство наиболее авторитетных музыкантов приняли принципы этого направления и перешли от прежних способов обозначения украшений и их исполнения к новым. В числе немецких музыкантов, перенявших новые принципы, был Иоганн Себастьян Бах, записавший в Клавирной книжечке (1720) своего старшего сына В. Ф. Баха собственную таблицу с расшифровкой украшений. Во многом, но не полностью, как это принято считать, таблица И. С. Баха основана на принципах д’Англебера. Сохранилась также рукописная копия всей таблицы французского клавесиниста, выполненная И. С. Бахом с точностью до мельчайших деталей.

Сведения о баховской копии таблицы д’Англебера впервые привел Ф. Шпитта (Spitta, P. Johann Sebastian Bach, Leipzig, 1921, S.199). В фундаментальной книге П. Бадура-Скоды копия Баха с таблицы д’Англебера воспроизведена факсимильно (см.: Badura-Skoda, P. J. S. Bach Interpretation. Die Klavierwerke Johann Sebastian Bachs. Wien, 1990, S. 305, и Badura-Skoda, P. Interpreting Bach at the Keyboard. Translated by Alfred Clayton. Oxford, 1993, p. 325). В том же 1990 году данную таблицу опубликовал Й. Лауквик Laukvik, J. Orgelschule zur historischen Aufführungspraxis. Eine Einführung in die “alte Spielweise” anhand augewählter Orgelwerke des 16. bis 18. Jahrhunderts. Stuttgart; Kassel, 1990, S. 216). Сама баховская копия таблицы д’Англебера хранится в Stadt- und Universitätsbibliothek Frankfurt am Main, Musik- und Theaterabteilung, Sign. Mus HS 1538. (Рукописное собрание  Mus  HS 1538 относится предположительно к 1713  году.) Более подробная источниковедческая и библиографическая информация содержится в Bach-Dokumente / Herausgegeben vom Bach-Archiv Leipzig unter Leitung von Werner Neumann. Supplement zu Johann Sebastian Bach Neue Ausgabe Sämtlicher Werke. In 3 Bde. Bd. III // Dokumente zum Nachwirken Johann Sebastian Bachs 1750-1800. Vorgelegt und erläutert von Hans-Joachim Schulze. ― Leipzig, 1972, S. 634-635, Dok. 147a.

К середине XVIII столетия происходит, с одной  стороны, детализация способов расшифровки украшений, закрепление принципов их исполнения, классификация по видам и появление новых форм, с другой ― в это же время намечаются тенденции, которые приведут в 1780-90-е годы к очередной смене принципов исполнения орнаментики.

В качестве иллюстрации этой детализации можно привести пример из третьего издания трактата К. Ф. Э. Баха, в котором говорится о возможности изменения способа записи праллирующего группетто. В тексте у Баха сказано: «Однако, такое обозначение [как в начальном примере] проще [легче] воспринимается, если вместо того, чтобы писать оба знака [то есть знаков группетто и пралльтриллера], нотировать по своему желанию исполнение, как в (а)».

Нотный пример взят из третьего издания трактата К. Ф. Э. Баха с различными вариантами замены праллирующего группетто в первом такте (den prallenden Doppelschlag) короткой трелью с завершением (Bach, C. Ph. Em. Carl Philipp Emanuel Bachs Kapellmeister der Prinzeßin von Preussen und Musikdirector in Hamburg Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen mit Exempeln und achtzehn Probe=Stücken in sechs Sonaten erläutert. Erster Theil. Dritte mit Zusätzen und sechs neuen Clavier=Stücken vermehrte Auflage. Leipzig, im Schwickertschen Verlage 1787).