Исполнение пральтриллера: Плетнев

В исполнении замечательного пианиста Михаила Плетнева звучит соната Баха Ре мажор (Wq 61/2; H 286) из шестого сборника Клавирных сонат, свободных фантазий и рондо (1787, Mikhail Pletnev (piano). Carl Philipp Emanuel Bach. Sonatas & Rondos. 2001 (запись 1998 года). Deutsche Gramaphon Gmbh, Hamburg (289 459 614)/Universal Classics Group,… New York, made in USA). Исполнение настолько яркое во всех отношениях, что при слушании и анализе не хочется (равно, как и в исполнении А. Тальхайма и Г. Леонхардта) затрагивать такую узкую тему, как исполнение пралльтриллера и праллирующего группетто. Однако, поскольку в настоящей работе, наряду с научными, преследуются и методические цели, в интерпретации М. Плетнева можно отметить некоторые особенности. При безупречном общем чувстве стиля музыкант, тем не менее, в исполнении пралльтриллеров и праллирующих группетто во многих случаях отступает от баховских пожеланий. Так, например, в 12-м такте первой части сонаты пральтриллер играется антиципированно (последняя нота трехнотной расшифровки играется на третью долю; прим. 96б). В некоторых случаях, чтобы не ошибиться в определении звучания украшений, автор настоящей работы пользовался специальной компьютерной аудиотехникой, анализирующей запись исполнения.

Пример 96. Бах 1787. Соната Ре мажор, первая часть.

а. Такт 12 в редакции (уртекст) К. Кребса/Л. Хоффманн-Эрбрехта.

           

б. Такт 12 в исполнении М. Плетнева.

           

В другом месте (вторая часть сонаты, т. 43) пралльтриллер исполняется пианистом, начиная с основной ноты субтрагированно (то есть на сильную долю; прим. 97б), хотя, по Баху, нужно начинать исполнение не на сильную долю, а после нее с небольшим задержанием верхнего вспомогательного звука. Кроме того, вместо трех нот в трели, которые требует Бах в 1759 г. (ведь пралльтриллер ― очень короткий вид трели), звучит пятинотная расшифровка.

Пример 97. Бах 1787. Соната Ре мажор, вторая часть – ля минор.

а. Такт 43 в редакции Л. Хоффманн-Эрбрехта.

           

б. Такт 43 в исполнении М. Плетнева.

             

Таким образом, мы вновь слышим не пралльтриллер Баха, а связанную трель по Ж.-Ф.Рамо.

Ведь в исполнении обычной трели можно варьировать количество биений, но, когда в нотах Баха им самим обозначен пралльтриллер, требуется исполнять его коротко (играя три ноты) после задержанного верхнего вспомогательного звука, придерживаясь требований второго (или третьего) изданий трактата (соната относится к поздним).

С другой стороны, в исполнении М. Плетнева короткие трели расшифровываются в четырехзвучном варианте даже в том случае, когда знак трели написан под общей лигой. Таким образом, трель исполняется музыкантом в полном соответствии с баховским принципом, начиная с верхнего вспомогательного звука и субтрагированно (прим. 98б).

Пример 98. Бах 1787. Соната Ре мажор, вторая часть – ля минор.

а. Такт 27 в редакции К. Кребса/Л. Хоффманн-Эрбрехта.

           

б. Такт 27 в исполнении М. Плетнева.

           

Праллирующие группетто исполняются М. Плетневым в этой сонате либо до доли в трехнотном варианте, то есть как антиципированная короткая трехнотная трель (как в приведенном выше прим. 96б), либо, как у Г. Леонхардта, в виде шнеллируемого группетто (прим. 99б). В прим. 99в автор настоящей работы предлагает вариант исполнения в соответствии с указаниями Баха.

Пример 99. Бах 1787. Соната Ре мажор, вторая часть – ля минор.

а. Такты 17 и 18 по редакции (уртекст) Л. Хоффманн-Эрбрехта.

б. Исполнение М. Плетневым праллирующих группетто в тт. 17 и 18 во второй части сонаты Ре мажор.

           

в. Предлагаем вариант возможного исполнение праллирующих группетто в тт. 17, 18 второй части сонаты Ре мажор, согласно рекомендациям Баха.

           

В конце первой части данной сонаты (прим. 100а), где на последней ноте значится праллирующее группетто, артист делает общее замедление, но метрическое ощущение не теряется (метр, пульсация просто становятся более замедленными), и отчетливо слышно, что последняя нота исполненного украшения попадает на сильную долю метра. Согласно требованиям Баха, не только нельзя исполнять украшение антиципированно, но и не следует игнорировать то, что у Баха записан знак праллирующего группетто, а не шнеллируемого. Ведь праллирующее группетто, согласно второму изданию трактата Баха, следует исполнять с задержанием верхнего вспомогательного звука, и из шести нот (см. прим. 100в).

Пример 100. Бах 1787. Соната Ре мажор, первая часть.

а. Последние два такта сонаты в редакции К. Кребса/Л. Хоффманн-Эрбрехта.

б. Последние такты первой части сонаты Ре мажор в исполнении М. Плетнева.

в. Предлагаем наш вариант возможного исполнение праллирующего группетто в конце первой части сонаты Ре мажор, согласно рекомендациям Баха.

Отличие в исполнении праллирующего группетто от шнеллируемого ничтожно малое, но именно в интерпретации музыки барокко большое, поистине стилеобразующее значение, имеют мелкие детали, тем более, если речь идет о том, чтобы следовать указаниям самого композитора. Если абстрагироваться от нотного текста, в котором встречаются названные два вида группетто, то по составляющим расшифровки нотам праллирующее группетто и шнеллируемое группетто  различаются, как уже было сказано, лишь моментом вступления первых нот. Первая нота в исполнении шнеллируемого группетто вступает на сильную долю, а в исполнении праллирующего группетто ― на слабую (с запаздыванием), потому что первая нота, представляющая верхнюю вспомогательную ноту расшифровки, согласно второму и последующим изданиям трактата Баха, залигована. Это свидетельствует о том, что современные исполнители музыки Карла Филиппа Эмануэля Баха должны во всех подробностях ознакомиться с требованиями этого выдающегося музыканта и пытаться точно придерживаться предписанных указаний, если они преследуют в своей интерпретации цель исторически достоверного исполнения. При этом, как ни парадоксально, глубокое знание баховских требований нисколько не сковывает свободу творческого подхода к интерпретации, но, напротив, открывает многие дополнительные возможности поиска.

В настоящей работе предпринята попытка восстановить в науке и в практике не только изначальное значение старинного украшения пральтриллер и непосредственно связанного с ним украшения, названного Бахом праллирующее группетто, но и показать, насколько подвижной и изменчивой, начиная с 1753 г., была жизнь этих украшений на протяжении последующих столетий. Наряду с этим множество фактов, приведенных в настоящей работе, свидетельствует о том, что далеко не все музыканты располагают достаточным количеством выверенных сведений, чтобы исполнять названные украшения в музыке Баха в соответствии с его требованиями.