Группетто

Одно из наиболее мелодичных украшений, группетто (gruppetto), известное ещё с давних времен, представляет собой поочередное опевание основного тона с помощью верхнего и нижнего вспомогательных звуков. В зависимости от исторического периода и национальной традиции (равно как и индивидуальной композиторской или исполнительской школы) группетто могло исполняться по-разному. Поэтому, рассмотрение этого украшения, как и предыдущих украшений, не может выполняться в отрыве от исторического и национального контекста. К сожалению, эта методологически важная установка зачастую не учитывается, в особенности в работах, предназначенных для сравнительно широкого круга читателей.

В Предисловии Муффата способ исполнения группетто и названия этого украшения на различных языках представлены по сравнению с другими украшениями менее полно. Поэтому, будут шире приведены различные варианты исполнения и обозначения группетто в тот период. 

«Involutio» (лат. - завиток) обозначается следующим знаком: ; «die Involution oder» (нем.: завиток или обматывание); «l’Involtura» (итал.); «l’Involution, agrément» (фр. завиток, украшение). Способ исполнения объясняется так (по французскому варианту текста, с. 49): «Инволюция [то есть: соединение, слияние], называемое некоторыми “украшение’ [agrément] – это некий другой вид кулеман [coulement: то есть, шляйфер, которое охватывает в форме круга три клавиши [в немецком варианте – в форме креста] [и исполняется] иногда просто ([как в примере] Gg), иногда вместе с трелью ([как в примере] Hh)». Термин coulement используется Муффатом в разных значениях: для названия знака легатной лиги, для связного исполнения и для украшения, называемого сейчас шляйфером; в данном случае, с наибольшей вероятностью, имеется в виду последнее.

Пример 17. Muffat G. … Florilegium Secundum, 1698/1895, S. 54.
Пример 15

Как видно из примера 15, самое обычное на первый взгляд украшение трактуется Муффатом (согласно манере Люлли) не совсем привычно. Непривычным является то, что в виде основного варианта группетто Муффат предлагает украшение, размещенное не над определенной нотой (иначе говоря, относящееся к определенной ноте), а такое, которое написано между нотами. Необычным является здесь и то, что перед исполнением группетто значится пауза. Обращает на себя внимание и то, что нота «ре», записанная в виде восьмой длительности, исполняется как шестнадцатая, таким образом, точка рядом с нотой до трактуется как двойной пунктир, а в группетто с предваряющей трелью эта восьмая нота превращается в тридцатьвторую! В целом, эти ритмические изменения успешно вписываются в концепцию французской традиции “Les Notes Inégales”, также получившую объяснение в его Предисловии.
Что касается звуков, составляющих расшифровку группетто, то они традиционные для конца XVII в. и также традиционны почти для первых трёх четвертей XVIII в.: группетто начинается с верхнего вспомогательного звука и заканчивается основным
Согласно этой традиции группетто расшифровывается в таблице д’Англебера, Фр. Куперена, И. С. Баха, Марпурга и многих других музыкантов (см. пример 16а, б, в, г). Но, вначале ещё несколько слов о терминологии.

Пример 18.

а. Anglebert J.-H. d’. Pièces de Clavessin... Livre premier. Paris, [1689].
Пример 16а

б. Couperin Fr. Piéces de clavecin. Livre I. Paris, 1713.
й

в. Bach, Johann Sebastian. Clavier-Büchlein vor Wilhelm Friedemann Bach, (1720).

г. [Marpurg, Fr. W.] Der Critische Musicus an der Spree… 1749/1750.
Пример 16г

Укажем, что в примере с расшифровкой группетто ученика де Шамбоньера  д’Англебера мы позволили себе в квадратных скобках написать ещё слова «Double cadence», так как ряд украшений, включающих группетто значатся у него под названиями “Double cadence, autre, sans tremblement” (см. его таблицу), то есть, «двойной каданс, другой [вид], без трели».

Если внимательно вчитаться в содержащиеся в таблице украшений д’Англебера названия и расшифровки, то станет ясным, что в связи с группеттообразными украшениями для современного читателя многое будет вызывать вопросы. Так трель называется у него как “Tremblement”, в то же время как составное украшение, представляющее собой трель в соединении с группетто - Double cadence (пример 17б; здесь cadence является трелью).  

Добавим, что начальная часть этого составного украшения «Double» [то есть группетто] в отличие от (обычного) группетто (пример 16а) расшифрована так, как у его учителя де Шамбоньера, то есть, начиная с основного звука, спускаясь на три звука вниз и возвращаясь вновь – к основному звуку (пример 17а). Но у последнего словосочетанием Double cadence назван специфический тип группетто, имеющийся у де Шамбоньера, а не группетто с трелью (примеры 17 a и b). Одно и то же название Double cadence учитель и ученик употребляют в разных значениях. Как видим, даже если обратиться лишь к нескольким музыкантам того времени, всё выглядит весьма запутанно. Себастьян Бах решил назвать группетто термином cadence, то есть так, как во Франции зачастую называли трель, и расшифровал это украшение в отличие от всех других музыкантов – тридцатьвторыми длительностями. Со своей стороны Куперен назвал группетто так, как у д’Англебера, а именно словом Doublé, и это название в основном получило наибольшее распространение во Франции. Что касается Марпурга, то он назвал группетто доппельшлагом (Doppelschlag – буквально двойной удар). Именно это название стало наиболее часто использоваться немецкими музыкантами.

Пример 19.
  
а. Chambonniиres J. Champion de. Piéces de clavessin. Paris, 1670.
Пример 17а0

б. Anglebert J.-H. d’. Pièces de Clavessin... Livre premier. Paris, [1689].
Пример 17б

Карл Филипп Эмануэль Бах посвящает большую часть раздела, относящегося к орнаментике, группетто. Приведем лишь основные положения.
Бах связывает выбор ритма исполнения группетто с характером музыки и с темпом. В нотном примере, приводимом в Приложении к его трактату, это показано следующим образом (см. пример 18а).

Пример 20. Bach, C. Ph. Em. Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen …, 1753, Tab. V.

а.
Пример 22

б. Tab. VI
.Пример 23

Из приведенного примера 17а видно, что знак группетто может писаться также и в вертикальном положении (см. ту часть примера 17а, что обозначена звёздочкой в скобках). Далее, Бах, очевидно впервые, вводит обращенный знак и исполнение группетто (см. пример 17б). Этот знак обращенного группетто и способ его исполнения он рекомендует в разделе, посвященном объяснению шляйфера (Бах 1753, 108).

Особым образом, по мнению Баха, следует исполнять группетто в контексте с форшлагом, написанным на той же высоте (см. пример 18а). В таком случае получается новый для того времени вид группетто, который начинается с основной ноты (Бах 1753, 79/[97], § 34; пагинация в трактате Баха здесь перепутана). Вероятно такой способ исполнения группетто уже был в практике, но графического способа его обозначения не было. Бах специально подчёркивает далее, что данное группетто нельзя путать с тем, что написано между двумя нотами (см. вторую часть примера 18б). Этот вид группетто он классифицирует как разновидность праллирующего группетто (об этом украшении см. ниже в основном разделе о пральтриллере). Из расшифровки данного украшения берётся только та её часть, которая состоит из быстрых нот (без предшествующей повторяемой ноты). В примере 18в эти ноты отмечены нами квадратной скобкой, которой, разумеется, у Баха нет). 

Пример 21. Bach, C. Ph. Em. Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen …, 1753, Tab. V.

а. 
Пример 24
б.

в.
Пример 26

Как и у Муффата, у Баха (1753, 90, § 21) группетто в контексте пунктирной фигуры может изменять ритм исполнения ноты после точки и превращать её в более короткую (см. пример 19а, (2)). Такое же ритмическое сокращение относится и к двум нотам, написанным после ноты с точкой (см. пример 19а, (3))  В третьем издании трактата 1787 г., 67, § 24 Бах добавляет, что в контексте пунктирной фигуры в исполнении может возникать необходимость отделить паузой группетто от ноты, написанной после точки (пример 19б), и Бах предлагает новый способ обозначения.

Пример 22. Bach, C. Ph. Em. Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen …, 1753, Tab. V, Fig. LXI.

а.

б. Bach, C. Ph. Em. Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen …, 1787, с. 67.

Пример 28

Однако, такой способ расшифровки группетто с паузой существенно отличается от предложенного Муффатом. У последнего (пример 17) пауза в исполнении отделяет первую ноту пунктирной фигуры от последующего начала группетто, а у Баха – паузой отделяется вторая (короткая) нота пунктирной фигуры от исполняемых звуков группетто. В результате, заключительная часть группетто встречающегося в контексте пунктирной фигуры становится очень рельефной.

            В изложенных материалах данного общего раздела переданы лишь самые важные и необходимые каждому музыканту, обратившемуся к старинной музыке, сведения об исполнении форшлагов, трелей, мордентов и группетто эпохи Фр. Куперена, И. С. Баха и его старшего сына Филиппа Эмануэля. В целом же не рассмотренными остались не только очень многие работы  авторов, писавших тогда на тему орнаментики и очень многие таблицы с расшифровкой украшений, не только многочисленные сведения, относящиеся к расшифровкам названных украшений, но и характеристики эмоционально-художественного аспекта исполнения и того, где музыканты (композиторы и исполнители) должны, а в других случаях – могут, вводить импровизационно тот или иной мелизм.

Ниже с достаточной мерой детализации будет рассмотрен вопрос об исполнении пралльтриллера Карла Филиппа Эмануэля Баха и многие другие связанные с этим украшением мелизмы.