А. Э. Мюллер и Х. Кр. Кох  о пралльтриллере, праллирующем группетто и других видах трелей

В Германии тремя годами спустя после публикации в Англии Инструкций М. Клементи выходит в свет упомянутое выше шестое издание Школы Г. С. Лёляйна, переработанное А. Е. Мюллером. Имя Мюллера, как и имя Клементи, связано и с Моцартом, и с Бетховеном. К мнению А. Е. Мюллера следует прислушиваться, поскольку он был известным для своего времени музыкантом ― органистом, клавиристом, пианистом, педагогом, композитором и первым флейтистом в знаменитом оркестре Гаванд-Хауза в Лейпциге. Как концертирующий пианист А. Е. Мюллер исполнил многие концерты Моцарта. В письме от 3 сентября 1806 года в издательство «Брайткопф» Бетховен высоко отзывался о Мюллере как исполнителе. Кроме названной Школы ему принадлежит специальный труд «Руководство к точному исполнению клавирных концертов Моцарта [AnweisungzumgenauenVortragederMozartschenClavier-Concerte]» (ок. 1796 года). Рассмотрим предписания и объяснения Мюллера, относящиеся к пралльтриллеру.

«[§. 19, 41] Пралльтриллер (короткая половинная трель) обозначается знаком  и исполняется так: . Только его предпоследняя нота, обозначенная здесь маленькой черточкой [знак стаккато], должна быть шнеллирована… [Пралльтриллер] используется чаще всего на тех тонах [звуках, нотах], которые либо поднимаются на секунду, либо опускаются (Der Pralltriller (kurze, halbe Triller) wird durch das Zeichen  angedeutet, und also ausgeführt: … [здесь примеры]. Seine vorletzte, hier mit dem kleinen Strich bezeichnete Note muß nur angeschnellt werden… Er wird meistens nur auf Tönen gebraucht, die um eine Secunde steigen oder fallen: z. B.)»: наприм.

Мюллер придерживается уже сформировавшегося нового понимания пралльтриллера. Это заключается в том, что знак трели в исходной части ставится у него на первой ноте секундового мелодического хода и отсутствует лига. Кроме того, его пралльтриллер, оказывается, может встречаться и в восходящем движении. В целом же, всё (и нотная запись, и исполнение) спутано и передано неверно, если подходить с баховско-марпурговской позиции.

Перед нами уже совсем не баховский пралльтриллер, в основе которого лежала связанная трель без опоры; это также и не пралльтриллер Баха, который перевоплотился как бы в предвосхищающую трель с незначительной опорой на верхнем вспомогательном звуке. Судя по расшифровке, биения короткой трели начинаются, предвосхищая время вступления ноты ре. Другими словами, этот так называемый пралльтриллер стал как бы трелью, обозначенной на ноте ре, исполненной, начиная со стоящего впереди верхнего вспомогательного звука ми с незначительной опорой на последнем звуке. Упрощенно можно сказать, что перед нами пралльтриллер, исполненный по приципу антиципироваеия, со знаком трели на предыдущей ноте. Расшифровка, подобная этой, встречалась выше у Ронга, но он расшифровывал таким способом не пралльтриллер, а праллирующее группетто. В предшествующий период исходная запись требовала бы, чтобы на ноте ми исполнялась обычная (по Марпургу “свободная”) трель, начинающаяся с верхней вспомогательной ноты фа. От баховского пралльтриллера осталось только требование брать предпоследнюю ноту техническим приемом шнеллен. Полагаем, что запись расшифровки пралльтриллера у Мюллера весьма условная, не отражающая реальный вариант ритмического оформления. Ведь последняя нота должна бы быть восьмой, чтобы составить изначальные две восьмые!

Сравним расшифровку Мюллера (прим. 79) с приведенными выше расшифровками Ронга и И. Кр. Фр. Баха.

Пример 79. Сравнение новых способов обозначения и исполнения пралльтриллера.

а. Ронг 1793.  

б. И. К. Фр. Бах  в. Мюллер 1804

С другой стороны, сказанное выше может свидетельствовать о том, что Мюллер, играя клавирные сочинения Моцарта, именно так исполнял подобную нотную запись (если, конечно, в нотации нотного примера с пралльтриллером в его Школе не были допущены ошибки).

Еще более необычным (странным и непонятным) является то, что праллирующее группетто у Мюллера трактуется вдруг почти полностью, как предписывал Бах, если пользоваться объяснениями пралльтриллера во втором или третьем изданиях его трактата  (только в расшифровке нет общей объединяющей лиги).

Итак, Мюллер пишет: «c) Праллирующее группетто – или, которое является тем же самым, что пралльтриллер с нахшлагом – обозначается и исполняется так: ; всё, что было сказано о пралльтриллере, сохраняет свое действие и здесь. Если под двойным знаком [пралльтриллера с группетто] написан еще штрих , то ноты исполняются следующим образом  и здесь сохраняет силу всё, что говорилось в связи с пралльтриллером (Мюллер 1804, §. 24, 44: Der prallende Doppelschlag ― oder, was Pralltriller mit dem Nachschlage ― wird bezeichnet:… [здесь примеры] und ausgeführt: [здесь примеры] und es gilt hier alles, was beym Pralltriller gesagt worden ist. Stehet unter jenem doppelten Zeichen noch ein Strich ― [здесь примеры] so wird die Noten vorgetragen: [здесь примеры])».

Трудно понять, почему Мюллер ссылается на предыдущий пример с исполнением пралльтриллера, ведь в исходной записи пралльтриллера и в его расшифровке (по Мюллеру) мало, что коррелирует с праллирующим группетто. Несмотря на имеющуюся у Мюллера отсылку к тому, как исполняется пралльтриллер, похожими с праллирующим группетто являются только начальные ноты расшифровки биений трели. Во всём остальном и запись, и принцип исполнения названных двух украшений у Мюллера расходятся. Это особенно относится к исходной записи праллирующего группетто Мюллера, где знак украшения, записан полностью согласно с требованиями Баха, а именно, на второй ноте нисходящего мелодического хода на секунду, звуки которого связаны лигой, и исполнение выполняется за счет времени основной ноты, то есть по принципу субтрагирования. Всё это заставляет полагать, что в ходе гравировки были допущены серьёзные опечатки.

Странно также то, что исполнение праллирующего группетто «с черточкой» (то есть, со знаком стаккато) () расходится с предложенной выше расшифровкой того же украшения, но без артикуляционной «черточки». Черточка по Баху, судя по предыдущему примеру Мюллера,  и должна относиться к завершению данного украшения и не должна влиять на начальный этап расшифровки. Ведь пралльтриллер «с черточкой» по сравнению с предыдущей расшифровкой исполняется без задержания верхнего вспомогательного звука (этот звук просто опускается). Оказывается, это новый способ записи, введенный очевидно Мюллером, обозначает, что расшифровку следует начинать на сильную долю с основной ноты.

Ответить на вопрос, почему так расходятся исходные записи пралльтриллера и праллирующего группетто и их расшифровки у Мюллера невозможно.

Но обратим внимание еще на один вид трели в примерах А. Е. Мюллера. Там мы увидим как бы давно ушедшую из сферы исполнительства конца XVIII― начала XIX вв. связанную трель без опоры или просто связанную трель по Марпургу или Агриколе. Разумеется, у Мюллера она так не названа. Оказывается, как и у Клементи, связанная трель продолжала использоваться в музыкально-исполнительской практике. Вот о чем идет речь.

«a) … Если перед основной нотой, над которой стоит знак трели, ― пишет Мюллер, ― написан форшлаг, то исполнение такового будет точно таким, как если бы он был неизменяемый-короткий или изменяемый-долгий. В последнем случае он [форшлаг] получает полностью свою длительность, как [если бы он значился] перед нотой без знака трели; например,

 (Мюллер 1804, §. 16, 39: Ist der Hauptnote, worüber das Zeichen des Trillers stehet, ein Vorschlag vorgesetzt: so richtet sich die Ausführung desselben genau darnach, ob er unveränderlich=kurz, oder veränderlich=lang ist. Ist der letztere Fall, so bekommt er seine ganze Dauer, wie vor einer Note ohne Triller; z. B. ) ».

 

Сравним объяснение Мюллера с вышеприведенным предписанием Агриколы: «Когда перед пралльтриллером имеется форшлаг, то он будет являться его первой нотой, которая, следовательно, не будет браться заново». Формулировки по смыслу схожие.

Последние инструкции, как видим, почти полностью соответствуют тем, что встречались ранее в работах музыкантов предшествующего периода, за исключением лишь того, что в предшествующий период требовалось брать последний звук в расшифровке, ритмически предвосхищая относительно сильную долю и несколько (хотя бы формально) задерживая его перед переходом в следующую ноту.

Как и у Баха, у Мюллера имеется объяснение шнеллера. Судя по расшифровкам, никаких существенных расхождений нет. Мюллер пишет:

«Шнеллер также состоит из двух маленьких нот <…>. Он всегда исполняется быстро, особенно его второй звук, который должен играться, как только можно короче [шнеллироваться – anzuschnellen]; например [см. прим. 80]. (Шнеллер по нотной записи соответствует пралльтриллеру; по движению [имеется в виду – по быстроте исполнения] и по использованию [он является] противоположностью мордента). Сравним со словами Баха: «В нотах он [то есть, шнеллер] совершенно подобен пралльтриллеру [In den Noten ist sie dem Prall=Triller vollkommen ähnlich] (Мюллер 1804, §. 13, 38: Der Schneller bestehet ebenfalls aus zwey kleinen Noten <…>. Er wird allezeit schnell vorgetragen, besonders ist sein zweyter Ton so kurz als möglich anzuschlagen (anzuschnellen); z. B. [пример] (Der Schneller ist, den Noten nach, dem Pralltriller gleich; in der Bewegung aber und im Gebrauch das Gegentheil von dem Mordenten)».

Пример 80. Мюллер 1804, Schneller.

Из сказанного следует вывод, что Мюллер, как и многие музыканты последней четверти XVIII в., тоже находился ‘на перепутье’, то есть жил в то время, когда постепенно совершался очередной переход от одних принципов исполнения украшений ― к другим. Подтверждением этого вывода служат и следующие рассуждения и объяснения Х. К. Коха.

С теоретическим обобщением способа исполнения пралльтриллера можно ознакомиться в известном музыкальном словаре Хайнриха Кристофа Коха (1802):

«Пралль=триллер. По поводу этого украшения, которое обозначается как m , мнения музыкантов-педагогов практиков расходятся. Одни понимают под этим первые четыре ноты обычной трели, которая начинается со вспомогательного тона; *), например [прим. 81а], другие объясняют его, как украшение, которое начинается с главной ноты, затем берется нота, находящаяся ступенью выше, и вновь возвращается к главной ноте **), например [прим. 81б]. Причина этих различий заключается в том, что одни начинают обычную трель со вспомогательного тона или [иначе говоря] с того тона, который находится над главной нотой, другие же, однако, начинают ее собственно с самого основного тона. Можно использовать кому какой хочется вид пралльтриллера, но необходимо, чтобы его оба чередующихся тона исполнялись с большей остротой и скоростью, чем при обычной трели (Кох 1168: Prall=Triller. Ueber diese Spielmanier, die mit m bezeichnet wird, sind die Tonlehrer der praktischen Musik nicht einerley Meinung. Einige verstehen darunter die vier ersten Noten des gewöhnlichen Trillers, der mit dem Hülfston angefangen wird; *) z. E. [пример], andere erklären ihn mit der Hauptnote anfängt, die darüberliegende Stufe durchgehend berühret, und wieder in den Hauptton zurück gehet, **) z. E. [пример]. Die Ursache dieses Unterschiedes liegt darinne, daß jene den gewöhnlichen Triller mit dem Hülfstone, oder mit dem über der Hauptnote liegenden Tone, dieser aber denselben mit dem Hauptnote selbst, anfangen. Man mag sich bedienen welcher von den beyden angezeigten Arten des Pralltrillers man wolle, so müssen die beyden abwechselnden Töne desselben mit mehr Schärfe und Geschwindigkeit ausgeübt werden, als bey dem gewöhnlichen Triller)». В примечании 1 дана отсылка к работе Иоганна Фридриха Райхардта: Ueber die Pflichten des Ripien-Violinisten, Berlin und Leipzig. 1776, 50. В примечании 2 Кох называет работу Иоганна Георга Тромлица: Ausführlicher u. gründlicher Unterricht die Flöte zu spielen. Leipzig, 1791.

Пример 81. Х. К. Кох 1802, Prall=Triller.

а.   
б.

Из приведенного примера следует, что пралльтриллером называется уже не баховский вид украшения, а короткая, быстрая трель, не обязательно связанная мелодически с предыдущим звуком.

Другую интерпретацию по сравнению с баховской получило и праллирующее группетто. Можно даже сказать, что концепция этого украшения полностью изменилась ко времени Коха, если, конечно, автор точно выразил то, что хотел сказать.  Поясним о чем идет речь. У Коха говорится:

«Праллирующее группетто. Это исполнительское украшение, в котором повторяются первые ноты простого группетто, или [иначе говоря], когда к простому группетто присоединяется пралльтриллер… [см. прим. 82] (Кох ст. 1167-68: Prallender Doppelschlag. Eine Spielmanier, bey welcher die ersten Noten des einfachen Doppelschlages wiederholt werden, oder wobey mit dem einfachen Doppelschlage ein Pralltriller verbunden wird… [пример])». Нельзя не вспомнить здесь объяснение К. Ф. Э. Баха, которое детально рассматривалось нами выше: «Когда в группетто первые две ноты будут повторены с величайшей скоростью […], то тогда оно может быть соотнесено [букв.: сопоставимо] с пралльтриллером.» (Бах 1753, параграф 27, глава 4, 92-93).

Пример 82. Кох 1802, Der Prallende Doppelschlag:

 

В этом описании расшифровки праллирующего группетто есть известное противоречие (или что-то недосказанное, что должно было подразумеваться само собой), либо просто опечатка. Ведь слова «повторяются первые ноты простого группетто» характеризуют лишь ту часть нотного примера, которая начинается с тридцатьвторых. Однако, в нотном примере с расшифровкой имеется еще нота до. Если бы в нотном примере с расшифровкой не было бы предшествующей ноты до (восьмая нота с точкой), то тогда объяснение совпало полностью бы с расшифровкой и соответствовало обозначенному знаку украшения, то есть . Расшифровка, приведенная у Коха, скорее может быть объяснена так: вначале играется основная нота, над которой стоит знак украшения, которая задерживается, затем исполняется праллирующее группетто. «Простое» группетто по Коху представляет собой следующий вид украшения: , поэтому при повторении первых звуков этого группето, то есть, в праллирующем группетто, получится такой рисунок:  (мы воспользовались частью из расшифровки праллирующего группетто Баха). Таким образом, перед нами ещё один вариант исполнения праллирующего группетто, обозначенного на отдельной ноте. Эволюция исполнительских представлений нашла выражение и в словаре.

В конечном же счете и то, и другое объяснения не имеют отношения к оригиналу, то есть к баховскому праллирующему группетто, которое должно браться на второй ноте нисходящего мелодического хода на секунду. В старинных таблицах (за исключением таблицы Баха и тех таблиц, в которых объясняется баховское праллирующее группетто) расшифровок украшений, обозначенных знаком , крайне мало. Настолько же редко встречается объяснение этого составного украшения и в современных трудах.

В качестве одной из старинных расшифровок составного украшений (группетто и трель, не путать с баховским праллирующим группетто) приведем пример из таблицы Марпурга 1749/1750.

Пример 84. Марпург 1749/1750, Tab. I, Fig. 8.

В трактате [1754]/1755 Марпург отказался от такой записи украшения, представляющего собой трель с нахшлагом (трель с группетто).

В качестве оригинального примера с расшифровкой составного украшения, состоящего из трели и группетто, может служить пример, встречающийся в Интродукции Клементи (1801) (прим. 85).

Пример 85. Clementi, M., 1801, Introduction to the Art of playing …, 11.

Знаки трелей в работе Клементи гравировались в виде волнистой линии (без острых углов). Во второй расшифровке не полностью пропечатался знак диеза рядом с нотой до. Собственно трель начинается с верхнего вспомогательного звука. Нам представляется, что такие расшифровки по существу были наиболее распространенными в то время (см. также первую строчку в приведенном выше примере 78). Но, как видим, существовала тогда и другая трактовка, потому что Х. Кр. Кох расшифровывает украшение, обозначенное знаком , уже совсем по-новому. Объясняется такая расшифровка, возможно, тем, что Кох допускал исполнение самой трели с основного звука. Он писал:

«Что касается начала этого исполнительского украшения [то есть, трели], то мнение музыкантов-педагогов не единое; большинство наряду с К. Ф. Э. Бахом, считали, что начало трели должно выполняться со вспомогательного тона, например,  другие, напротив, считали *), что трель всегда следует начинать с главного тона, а именно (Кох 1802, 1589: In Ansehung des Anfanges dieser Spielmanier stimmen die Tonlehrer nicht überein; die mehresten behaupten mit C. Ph. E. Bach, daß der Anfang des Trillers mit dem Hülfstone gemacht werden müsse; z. E. [пример] andere hingegen wollen, *) daß man ihn jederzeit mit dem Haupttone anfangen soll, nemlich [пример]». Во втором случае Кох ссылается на работу Иоганна Георга Тромлица по обучению игре на флейте 1791 г. (Tromlitz Johann Georg. Ausührlicher und gründlicher Unterricht die Flöte zu spielen. Leipzig, 1791).

Подведем итог. Итак, на основании проведенного изучения старинных и современных материалов представляется возможным сделать ряд выводов. Исторические документы, как бы они в некоторых случаях ни расходились с нашим представлением, следует принимать во всем их разнообразии и противоречивости. Попытки с помощью тех или иных логических операций или путем неполной подачи материала подправить прежние реалии к современным представлениям приводят к искажению исторической действительности, к неверному, в конечном счете, прочтению музыки. Задачей настоящей работы была попытка, насколько это возможно, показать наиболее полно старинные и современные материалы, относящиеся к пралльтриллеру и связанному с этим украшением праллирующему группетто, в их эволюции и во всей их противоречивости. Эта противоречивость в сфере такой импровизационно-подвижной материи, как орнаментика XVIII века, являлась исторически обусловленной музыкальной реальностью. С другой стороны, когда имеются определенные указания тех или иных музыкантов, тогда необходимо изучать их предписания и пытаться реализовать на практике применительно к их сочинениям. Так, если  говорить об исполнении пралльтриллера в музыке Ф. Э. Баха и музыкантов, разделяющих его взгляды, то, безусловно, следует придерживаться имеющихся его трактовок, учитывая, что в 1753 году Бах рекомендовал один способ исполнения этого украшения, а  впоследствии  (точно сказать когда ― не представляется возможным, но в любом случае, не позже 1757-59 гг.) он поменял свою точку зрения.

После 1753 года во второй половине XVIII века в широкой среде европейских музыкантов пралльтриллер мог исполняться как в соответствии с трактовкой этого украшения в первом издании трактата Баха, так и в соответствии со вторым и третьим изданиями.

Начиная с 1755 г. и особенно после публикации руководств Фр. В. Марпурга, И. Фр. Агриколы, Л. Моцарта и Г. С. Лёляйна пралльтриллер постепенно приобретает другую, небаховскую трактовку. Разумеется процесс этот носил значительно более широкий характер.  С этого времени также начинает наблюдаться отход от исполнения коротких трелей с верхнего вспомогательного звука. Но наряду с этим, некоторые музыканты мыслят пралльтриллер просто как короткую трель, начинающуюся с верхнего вспомогательного звука и записывают знак трели (продолжая называть ее пралльтриллером) уже не на второй ноте нисходящего секундового хода, а на первой. В этот же период в широкой музыкальной среде встречаются новые названия для коротких трехзвучных трелей, например, “опрокинутый мордент”, “неперечеркнутый мордент” и пр.

В профессиональной среде музыкантов конца XVIII  столетия, скорее всего, преобладало влияние работ Д. Г. Тюрка в Германии, Л. Адама (Адана), И. Плейеля и Л. Дусика – во Франции; широкое распространение получила также Интродукция М. Клементи (Лондонская школа). В основе многих идей Д. Г. Тюрка, относящихся к трактовке пралльтриллера и других проблем, лежали идеи Баха, изложенные в третьем издании его трактата. Но никак нельзя не учитывать, что в период 80х – начало 90х годов XVIII века другой такой же авторитетный музыкант, как и Тюрк, И. К. Ф. Рельштаб (видимо, не изучавший во втором или третьем изданиях трактата баховские измененные версии исполнения пралльтриллера) предлагал в своих публикациях первоначальный способ исполнения пралльтриллера. Однако это была уже одна из последних работ, в которой данное украшение было представлено так, как его мыслил изначально Бах. Следующее поколение музыкантов стало придерживаться других принципов.