И. К. Фр. Рельштаб, У. Ф. Ронг, И. Кр. Фр. Бах, И. Э. Альтенбург, Ф. П. Риглер, Ю. Х. Кнехт  о пралльтриллере

Большую роль в распространении принципов Баха и его клавирных сочинений сыграл Иоганн Карл Фридрих Рельштаб. В своих изданиях он публиковал не только клавирные произведения Баха для начинающих, но в специальном приложении также изложил основы баховской аппликатуры, его способ расшифровки украшений и общие указания, относящиеся к теории исполнительства (Рельштаб ок. 1790). На с. IXиX Рельштаб достаточно подробно останавливается на основных моментах, касающихся пралльтриллера и праллирующего группетто. Судя по примерам с расшифровками этих украшений, выполненных во всех отношениях абсолютно корректно (прим. 70), Рельштаб пользовался первым изданием трактата Баха, следовательно, вторая нота соль в пралльтриллере и вторые ноты ля и си в расшифровках праллирующих группетто у него играются заново. Особо подчеркнем, что речь идет о 1790-х гг., то есть о том времени, которое уже относится к периоду венского классицизма.

Пример 70. Рельштаб ок. 1790, IX,

а. пралльтриллер:

б. праллирующее группетто:

В отличие от музыкантов XX и начала XXI вв. Рельштаб, так же как Агрикола и Риглер, не усмотрел в этих расшифровках ничего противоестественного и противоречащего музыкальному вкусу.

В малоизвестном трактате Уильяма Фердинанда Ронга «Опыт краткого учения на клавире для юношества…» (Ронг 1793), написанном в форме вопросов и ответов, задаваемый вопрос так же прост, как и ответ на него: «Что такое пралльтриллер13? Ответ: смотрите [пример в] Fig. 2 <...>». В примечании “13” у Ронга говорится, что пралльтриллер «также называют Abzug’ом» (Ронг 1793, 30). Упоминание термина Abzug, говорит о том, что, скорее всего, Ронг пользовался  работой Г. С. Лёляйна.

В прилагаемом примере с расшифровкой пралльтриллера и праллирующего группетто у Ронга (прим. 71), тем не менее, предпринимается попытка достаточно корректно показать в расшифровке такое исполнение, как это объясняется в трактатах Баха (1759 или 1787). К сожалению, допускается существенная ошибка, когда в исходной части примера знак пралльтриллера m вместо второй ноты секундового мелодического хода написан над первой (прим. 71) (выше мы уже встречались с подобными обозначениями в одном случае у Марпурга, но в работе последнего это была, скорее всего, ошибка гравера и в нотных примерах у Тюрка, когда он приводил примеры «лучших композиторов». Такой вариант записи исходного нотного текста дает повод для возникновения ещё бóльших противоречий, потому что, по всем существовавшим тогда правилам, короткая трель в фигуре, подобной следующей , должна была исполняться либо с верхней вспомогательной ноты, либо, что реже, ― с основной (учтем, что это уже конец XVIII в.). С другой стороны, имеются основания полагать, что Ронг мог уже перенять новую манеру, согласно которой в данной исходной фигуре, трель, в самом деле, относится ко второй ноте, а первая представляет собой вынесенный перед нею и записанный в реальной нотации верхний вспомогательный звук.  В какой-то мере это может напомнить  указание Рамо, у которого первая нота нисходящего секундового хода со знаком трели на второй ноте представляла собой её верхнюю вспомогательную ноту, то есть само начало трели. В любом случае необходимо подчеркнуть, что расшифровки у Ронга выполнены согласно баховской новой точке зрения – с задержанием верхнего вспомогательного звука.

Пример 71. Ронг 1793, Tab. X

 

В середине XX в., как указывалось ранее, Эмери принял подобную запись исходной части нотного примера за баховский пралльтриллер и, основываясь на неточно награвированных нотных примерах в трактате Марпурга, сформулировал инструкции по исполнению пралльтриллеров и коротких трелей в музыке И. С. Баха.

Можно предположить также, что Ронг позаимствовал такую запись пралльтриллера и праллирующего группетто из какого-то другого источника. За образцом в ту эпоху далеко ходить не приходилось (каждый автор пытался по-своему трактовать пралльтриллер Баха). В достаточно известной таблице с расшифровкой украшений Иоганна Кристофа Фридриха Баха (Бах 1787), которая упоминалась выше в связи с доводами Ландсхофа и Донингтона, знак трели написан именно на первой ноте. Бейшлаг, поместивший таблицу И. К. Фр. Баха в своей книге, указывает в комментарии, что необходимо подразумевать написание знака украшения на второй ноте. Первым, приведшим таблицу с расшифровкой украшений И. К. Фр. Баха, был Э. Даннройтер. Бейшлаг указывает, что Даннройтер “воспроизводит эту таблицу поразительно неточно” (Бейшлаг, А., 1978, 158). В полном соответствии с оригиналом интересующая нас трель дается Майклом Коллинзом (Коллинз 1973, 417). Именно этот пример цитируется ниже. Но мы видели, что не один И. Кр. Фр. Бах стал обозначать пралльтриллер таким способом. В классическом (баховском) понимании этого вопроса Бейшлаг, конечно, прав. Но в принципе, по всем законам исполнения трели в первых трех четвертях XVIII в. она должна бы начинаться с ноты ля в начале такта. Если же брать во внимание рекомендации, встречающиеся к концу этого столетия, то трель могла бы начинаться и с основной ноты (то есть соль) и далее чередоваться с нотой ля, а не расшифровываться как у И. К. Фр. Баха.

Пример 72. Бах И. Кр. Фр. 1787.

У И. Кр. Фр. Баха не происходит ни то, ни другое. У него в точности (если не считать ритмическую организацию) передана расшифровка, которая соответствует объяснению Баха (1759), только знак трели перенесен на первую ноту. Ранее, рассматривая расшифровки в трактате Марпурга, мы доказали, что там в исходных записях пралльтриллеров в триольных фигурах (издание трактата Марпурга на французском языке 1756 года) гравёр допустил ошибку, написав знак трели на первой ноте. Может быть, современники Марпурга не вчитывались в инструкции Марпурга, а, доверившись имеющимся записям в его примере (как и В. Эмери в середине XX столетия), стали писать знак трели на первой ноте (подразумевая под этой записью пралльтриллер)? Дать точный ответ на поставленный вопрос не представляется возможным. Нет возможности 'опросить' старинных авторов и уточнить, где у них были опечатки, где у них не совсем точно изложен материал и пр., а где они придерживались новых веяний. Выявить реальную опечатку или ошибку удается не всегда.

Путнэм Алдрич ещё в 1963 году, раздумывая над способом записи пралльтриллера на первой ноте нисходящего мелодического хода на секунду, высказал предположение (пример из И. К. Ф. Баха не упоминается), что в подобных случаях, когда знак трели написан над первой нотой «мотива вздоха», можно считать, что эта первая нота является выписанным верхним вспомогательным звуком трели (добавим: то есть так, как Рамо понимал связанную трель). Исполняя украшение таким образом, как предлагает П. Алдрич, можно во многих случаях избежать параллельных квинт и октав (Алдрич специально рассматривает в этом аспекте двухголосную инвенцию И. С. Баха c-moll) (Алдрич 1963, 307). Учёный предлагает решать вопрос исполнения трелей в данной инвенции следующим образом (см. прим. 73):

Пример 73. Алдрич, П. Исполнение короткой трели в двухголосной инвенции до минор.

а. Основной текст И. С. Баха          

б. способ исполнения

 

Эти нотные примеры Алдрич сопровождает многими пространными рассуждениями, но основное следующее: «Никто, кажется, не ощутил, что “мотив вздоха” – это всего лишь еще один случай, когда [И. С.] Бах пишет подготовку трели как обычную ноту и что такая интерпретация, как предложено в прим. 14 [у нас – прим. 73б], представляет собой трель с подготовкой над основной нотой; при таком варианте исполнения правильно разрешается диссонанс, избегаются параллельные [октавы и унисоны], и текст в т. 13 становится играбельным … » (Алдрич 1963, там же).

Наблюдение ученого очень интересное, а решение, можно сказать, изящное, как в теоретическом, так и в практическом плане, но к И. С. Баху такая трактовка не может иметь отношения. Во-первых, эта инвенция была записана в нотную книжечку Вильгельма Фридемана, когда Филиппу Эммануэлю было шесть лет, и ни о каком пралльтриллере не могло быть и речи. Во-вторых, переносить на музыку И. С. Баха те нововведения, которые вошли в практику с общей сменой музыкального стиля в 70-х гг. XVIII в. и которые представляли собой, так сказать,  пралльтриллер И. С. Баха уже в трансформированном виде (или давали искаженное понимание этого украшения), тоже стилистически неоправданно, в-третьих, обозначая короткую трель на первой ноте мотива «вздоха», И. С. Бах, тем самым, хотел придать больше веса началу мотива, чтобы его окончание звучало мягче .

Ронг не был единственным, кто перенял подобное обозначение пралльтриллера и его исполнение. В 1804 году таковые встречаются в шестом «полностью переработанном и значительно увеличенном» Аугустом Эберхардтом Мюллером издании Клавирной Школы Лёляйна (Лёляйн 1804, 41). Как видим, у каждого музыканта были свои отличительные особенности в подходе к обозначению и объяснению пралльтриллера, праллирующего группетто и связанной трели (время неумолимо диктовало новые требования).

Библиографическая справка: в науке эта школа встречаются под разными фамилиями: и под фамилией “Лёляйн”, и “Мюллер”. Оказывается, в этом издании действительно два титульных листа. На первом, открывающем работу, автором назван Мюллер, а через несколько страниц перед Вступлением на таком же титульном листе значится «Клавирная школа Г. С. Лёляйна, полностью переработанная и расширенная А. Е. Мюллером». В Предисловии Мюллер оговаривает, что эта работа представляет собой переиздание Школы Лёляйна и что он дает ей «наряду со старым названием также и новое». Этот труд будет упоминаться далее как шестое издание Школы Г. С. Лёляйна, но автором, написавшим бóльшую часть текста был именно А. Е. Мюллер. Принципы Мюллера рассматриваютя нами ниже.

Те обозначения и расшифровки пралльтриллера, которые по отношению к баховским разъяснениям являются “неточными”, становятся к концу XVIII в., за редким исключением, общепринятыми. В известном трактате органиста и, главным образом, исполнителя на трубе Иоганна Эрнста Альтенбурга (1795) исполнение пралльтриллера объясняется на с. 117.

Справка: Принято считать, что И. Э. Альтенбург (1734-1801) написал свою работу уже к 1770 году. Полагаем, однако, что это был какой-то ранний манускрипт, который представлял собой лишь первый и не полный вариант. К этому выводу приходишь тогда, когда из Предисловия к трактату узнаешь, что Альтенбург пользовался трудами Д. Г. Тюрка. Ведь основная публикация Тюрка, как было показано выше, вышла в свет в 1789 г.

В приведенном ниже примере 74 у Альтенбурга, собственно, значатся как бы два вида пралльтриллера. В первом случае пралльтриллер написан над второй нотой нисходящего мелодического хода на секунду. Лиги, соединяющей две первые ноты, в исходном примере нет. Особенно важно, что расшифровка пралльтриллера начинается с верхнего вспомогательного звука (в расшифровке во втором такте, по всей вероятности, допущена опечатка, потому что две ноты ми должны быть залигованы). Во втором случае украшение встречается уже не в контексте нисходящего мелодического хода. Здесь короткая трель, тоже называемая Альтенбургом пралльтриллер, начинается с основной ноты и состоит из трех звуков. Нотный пример сопровождается следующими словами: «Пралльтриллер обозначается лишь, как m и исполняется следующим способом» (Альтенбург 1795, 117). Вторая часть примера свидетельствует о том, что Альтенбург придерживается новой трактовки пралльтриллера, когда этим названием стали называть короткую трель, начинающуюся с основного звука (именно так, как Швейцер стал трактовать пралльтриллер в начале XX столетия).

Пример 74. Альтенбург 1795, 117: Der Pralltriller

Франц Пауль Риглер специально опубликовал своё “Руководство” для «учителей музыки, учащихся и любителей в королевстве Венгрия» (Риглер 1798). Венгерские музыканты, обучавшиеся по Руководству Риглера, приучаются исполнять пралльтриллер и праллирующее группетто, судя по расшифровкам, по первому изданию трактата Баха. К сожалению, лига в примере награвирована не так, как у Филиппа Эмануэля (прим. 75). Если быть корректными, то при таком написании лиг – это уже не пралльтриллер Баха, но может быть здесь тоже встречается неточностью работы гравёров.

Пример 75. Риглер 1798, 90.

В данных примерах Риглера лига, охватывающая всю группу нот, не означает, что какие-то звуки следует задерживать. Согласно этому правилу примеры у Риглера расшифрованы в соответствии с прежней манерой верно. Расшифровки за исключением некоторых мельчайших деталей, которые не меняют сути исполнения, напоминают баховские.

В начале XIX в. органист и композитор Юстин Хайнрих Кнехт (Кнехт ок. 1800) в своей Надежной методической книге первых занятий на клавире передает, на наш взгляд, новые для того времени веяния в орнаментике, явившиеся результатом постоянных трансформаций прежних принципов. Короткие трели, по его рекомендациям, нужно начинать с основной ноты. Риглер называет их пралльтриллер или шнельцер (Pralltriller oder Schnelzer (последний термин представляет собой искаженное название слова шнеллер). Вспомним, как Д. Г. Тюрк критиковал авторов, которые пользуются термином шнельцер (Schnelzer) для названия пралльтриллера. Способ обозначения пралльтриллера у Кнехта тоже своеобразный и противоречивый. В текстовой части написан знак мордента  (M), а в примерах знак группетто (T). Расшифровки пралльтриллеров по существу уже не имеют никакого отношения к расшифровкам пралльтриллера Баха (прим. 76). Что касается исполнения долгой трели, то, согласно объяснению и расшифровке у Кнехта, это украшение должно исполняться с верхнего вспомогательного звука.

Пример 76. Кнехт ок. 1800.

Мог ли Ф. Э. Бах предположить, что его пралльтриллер уже во второй половине XVIII века будет трансформирован до неузнаваемости!