Трель

Как и форшлаг, трель является одним из наиболее распространенных украшений. В некоторых старинных трудах (например, Э. Лулье – 1696, с. 70, Кр. Симпсон – 21667, с. 12, Фр. В. Марпург – 21765, с. 53) происхождение трели объясняется как многократно повторенный верхневспомогательный форшлаг с остановкой в конце на основной ноте.

В интересующий нас период (напомним: около 1650 – 1800) большинство авторов пишут, что трель (в основной её форме) состоит из быстрого (Фр. В. Марпург – 1755 – пишет «наибыстрейшего») чередования основной и верхней вспомогательной нот, отстоящих одна от другой либо на тон, либо на полутон. Под понятием «основная форма трели» имеется в виду трель, исполняемая без заключительной фигуры (своего рода суффикса), называемой нахшлагом (Nachschlag) и без предваряющей фигуры (префикса), у которой определенного названия нет.

Отметим, что именно в названном историческом периоде, в связи с изменением музыкального языка, происходит принципиальная смена способа исполнения трели. Если до этого трель главным образом исполнялась, начиная с основной ноты (хотя ещё в 1565 г. де Санкта-Мария и в 1593 г. Дж. Дирута, а в 1636 г. М. Мерсенн уже приводили пример трели, начинающейся с верхнего вспомогательного звука), то к 60-90-м годам XVII в. преобладающим принципом исполнения трели становиться другой, а именно исполнение ее, начиная с верхнего вспомогательного звука.

Для уточнения терминологии, связанной с названиями трели и способа её исполнения, обратимся вновь к «Предисловию» Георга Муффата.

«Tremulus verus [лат.: трель подлинная, истинная], обозначается как t, + и "», «Tremulus, der wahre, alte und gantze Triller»  (нем.: тремулус – истинная, старинная и полная трель), обозначается как «t, + и », «il trillo» (ит.), обозначается как «t, + и », «le tremblement» (фр.), обозначается как «t, + и ». Добавим, что во Франции трель часто называлась Cadence (см., например, таблицу Шамбоньера - 1670), хотя правильность такого названия трели многими музыкантами и тогда, и впоследствии оспаривалась. В трактате Жана Руссо (Jean Rousseau – ок. 1644-1699) трель называлась Cadence avec un Support (трель с опорой, буквально – «трель с поддержкой») или Cadence Simple (простая трель). В Англии трель на раннем этапе называлась Backfall shaked (Симпсон: треллируемый бэкфолл, то есть треллируемый форшлаг сверху; буквальный перевод – «трясомый бэкфолл»), позднее (конец XVII- начало XVIII вв.): shake реже trill или Trillo semplice и чаще всего обозначалась как две наклонные параллельные черточки: «//» (смотри, например, Г. Пёрселл – 1696 или Н. Паскуали - 1758). В таблице И. С. Баха (1720) трель значится под итальянским термином «Trillo» и записана обычным условным знаком волнистой линии: .

На каждом из четырёх языков Муффат пишет, что трель начинается с верхней вспомогательной ноты и заканчивается остановкой на основной, что и видно в примере 12а . Это являлось нормой для подавляющего большинства музыкантов того  времени. Обратим внимание на то, что в расшифровке трели у Муффата верхняя вспомогательная нота более долгая, нежели сами биения звуков трели. Кратко поясним этот момент.

Задержка на верхнем вспомогательном звуке трели (будем называть ее «опора») стала очень популярна и получила во Франции название appuy или support, а сама трель с опорой на верхнем вспомогательном звуке называлась во Франции – tremblement appuyé (смотри, например, d’Anglebert – 1689, у которого эта разновидность трели обозначалась следующим образом: ) или “Cadence… avec un Support” (Ж. Руссо – 1683, с. 54). Иногда эту опору трели, в особенности в Англии, назвали – «подготовкой» - «preparation». Исполнение трелей (когда это возможно) с опорой на верхнем вспомогательном звуке стала одной из стилистических исполнительских особенностей того времени.

Начиная же с 50-60 гг. XVIII  в. трель постепенно теряет эту особенность. Причина вновь заключалась в совершавшейся тогда смене музыкального языка, музыкальных представлений, музыкального стиля. В таблице с расшифровкой украшений И. С. Баха такая трель с опорой называется «Accent und trillo», то есть «форшлаг с трелью» (напомним, что у Баха форшлаг назывался Accent) и обозначалась, как знак форшлага с трелью или как у д’Англеберад’Англебера – специальным знаком:

   .ц

Способ исполнения трели с опорой у Баха в таблице в обоих случаях одинаков (см. пример 12в).

В практике Фр. Куперена (Куперен 21717, с. 24) правило исполнения трели (его можно назвать «генеральным правилом») так и гласит: «Трели более или менее значительной стоимости [d’une Valeur considerable – то есть: трели известной продолжительности] включают в себя три момента, составляющих во время исполнения единое целое: 10 L’appuy [опора], которая формируется [образуется] с помощью ноты, находящейся над основной нотой. 20 Les batemens [биения, чередования звуков трели]. 30 Le point=d’arèst [точка остановки]» (смотри нотный пример 11б).

Пример 12а. Muffat G. … Florilegium Secundum, 1698/1895, S. 54.

Предлагаем также пример в современной нотации:

Пример 12б. Couperin Fr. L’Art de toucher Le Clavecin,... 21717, c. 24.
т

Пример 12в. Bach, Johann Sebastian. Clavier-Büchlein vor Wilhelm Friedemann Bach, (1720).

Предлагаем также пример в современной нотации:
 
.

Одной из часто встречающихся разновидностей трели была трель, связанная лигой с предшествующей текстовой нотой. Фр. Куперен называл её Tremblement appuyé et lié (связанная трель с опорой). Такая трель исполнялась тогда, когда была возможность сделать достаточно продолжительную опору. Связанная трель могла быть и с еле заметной опорой. Куперен называл её Tremblement lié sans etre appuyé (связанная трель без опоры), что видно в расшифровке данного украшения у Куперена в примере 12. Несмотря на то, что Куперен называет эту связанную трель «без опоры», тем не менее задержка всё же присутствует в виде залигованной второй ноты ми: т. В расшифровке связанной трели без опоры задержка (связанность) составляет всего шестнадцатую длительность.

К сожалению, эту очень выразительную тонкость (метро-ритмическую прихотливость: в особенности в медленной музыке) мало кто считает нужным передать в исполнении.

Поясним ещё два момента, относящихся к способу гравировки музыкального текста в примерах 11б и 12. Во-первых, во времена Куперена во Франции было принято гравировать лигу, обозначающую задержание второй ноты одной и той же высоты – дугообразной линией (собственно лигой в нашем понимании), а связный (легатный) способ исполнения – квадратной скобкой. Во-вторых (и это очень важно), написание расшифровки украшения мелким шрифтом предвосхищая следующую основную ноту не означало антиципированное исполнение, как считали Э. Даннройтер (Edward Dannreuther) и Ф. Нойманн (Frederick Neumann), а, судя по объяснениям самого Куперена в его трактате (смотри вышеприведенное генеральное правило исполнения трели и с. 19 его трактата), трель исполнялась за счет времени той основной ноты, к которой она относилась, то есть субтрагированно.

К сожалению, Куперен не снабдил свой пример с Tremblement appuyé et lié необходимой расшифровкой, из-за чего в науке об интерпретации этой трели постоянно возникают горячие споры. Однако, если вновь обратиться к генеральному правилу расшифровки трели Куперена (см. пример 11б), то станет ясным: исполнение связанной трели с опорой требует, чтобы опора, то есть верхняя вспомогательная нота трели, достаточно ощутимо задерживалась по времени. В примере 11б опора задерживается на половину стоимости основной ноты. Уточним, что в ходе исполнения музыки Куперена и его современников все точно выписанные подробности ритмической организации следования звуков расшифровок в таблицах в известной мере условны, а именно, если в примере 11б  у Куперена опора составляет половину длительности основной ноты, то это не означает, что в процессе исполнения необходимо точно выдерживать эту длительность. Отнюдь, нет (хотя в некоторых случаях это и будет необходимо делать). Это означает, что опора действительно должна быть ощутимой (долгой) по времени, но треллирование (биения звуков трели) не обязательно должно занимать ровно половину длительности основной ноты. Трель можно остановить и раньше на основном звуке. Ритмическая организация исполнения трели будет зависеть от нотного контекста исполняемой музыки, от ее характера, жанра и пр.
Подобную разновидность связанной трели без опоры  К. Ф. Э. Бах впоследствии назвал в своем фундаментальном трактате (1753) половинной трелью или  пральтриллером (der halbe oder Prall=Triller). Особенное сходство обнаруживается во втором издании его трактата (1759). Подробно речь о пральтриллере К. Ф. Э. Баха пойдет ниже. 

Пример 12. Couperin Fr. Piéces de clavecin. Livre I. Paris, 1713.
т

Поясним ещё два момента, относящихся к способу гравировки музыкального текста в примерах 12б и 13 у Куперена. Во-первых, во времена Куперена во Франции было принято гравировать лигу, обозначающую задержание второй ноты одной и той же высоты – дугообразной линией (собственно лигой в нашем понимании), а связный (легатный) способ исполнения – квадратной скобкой. Во-вторых (и это очень важно), написание расшифровки украшения нотками мелким шрифтом предвосхищающими следующую основную ноту не означало антиципированное исполнение, как считали Э. Даннройтер (Edward Dannreuther), Ф. Нойманн (Frederick Neumann) и еще некоторые другие музыковеды, а, судя по объяснениям самого Куперена в его трактате (смотри вышеприведенное генеральное правило исполнения трели и с. 19 его трактата), трель исполнялась за счет времени той основной ноты, к которой она относилась, то есть игралась субтрагированно.

К сожалению, Куперен не снабдил свой пример со связанной трелью с опорой (Tremblement appuyé et lié) необходимой расшифровкой, из-за чего в науке об интерпретации этой трели постоянно возникают горячие споры. Однако, если вновь обратиться к генеральному правилу расшифровки трели Куперена (см. пример 12б), то станет ясным: исполнение связанной трели с опорой требует, чтобы опора, то есть верхняя вспомогательная нота трели, достаточно ощутимо задерживалась по времени, прежде чем начинались сами биения трели. В примере 12б опора задерживается на половину стоимости основной ноты. Уточним, что в ходе исполнения музыки Куперена и его современников все точно выписанные подробности ритмической организации следования звуков расшифровок в таблицах были в известной мере условными, а именно, если в примере 12б  у Куперена опора составляет половину длительности основной ноты, то это не означает, что в процессе исполнения того или иного произведения необходимо точно выдерживать предписанную длительность. Отнюдь, нет (хотя в некоторых случаях подобная интерпретация и будет точно соблюдаться). Это означает, что опора действительно должна быть ощутимой (долгой) по времени, но треллирование (биения звуков трели) не обязательно должно занимать ровно половину длительности основной ноты. Трель можно остановить и раньше на основном звуке. Ритмическая организация исполнения трели будет зависеть от нотного контекста исполняемой музыки, от ее характера, жанра и пр.

В некоторой степени подобную разновидность связанной трели без опоры К. Ф. Э. Бах впоследствии назвал в своем фундаментальном трактате (1753) половинной трелью или  пралль=триллером (der halbe oder Prall=Triller). Особенное сходство обнаруживается во втором издании его трактата (1759). Подробно речь о пралльтриллере К. Ф. Э. Баха пойдет ниже.