Исполнение пральтриллера: Леонхард
В исполнении сонаты си минор К. Ф. Э. Баха из 18 Probestücke выдающимся современным клавесинистом Густавом Леонхардтом, наряду с определенной системой в реализации интересующих нас украшений, заключающейся в исполнении трелей с верхнего вспомогательного звука на сильное время, наблюдается и известная свобода в исполнении пралльтриллеров и праллирующих группетто. Так, в том же третьем такте из второй части сонаты си минор (см. прим. 91а, б) Г. Леонхардт играет вместо праллирующего группетто шнеллируемое, но в отличие от А. Тальхайма, Г. Леонхардт расшифровывает украшение не полностью антиципированно, а частично (не все ноты украшения играются до доли).
С небольшим опережением сильной доли (две ноты из пяти, составляющих расшифровку украшения) исполняется праллирующее группетто во втором такте первой части этой сонаты. Но в основном праллирующие группетто (с форшлагом вместо главной ноты) играются Г. Леонхардтом как шнеллируемые, а именно, точно на сильную долю, например в т. 7 из той же первой части (прим. 93б) или в т. 11 (прим. 93г,д).
Пример 93. Бах 1753. Соната си минор, первая частьAllegretto grazioso(редакция Л. Хофманн-Эрбрехта), т. 6, 7. Gustav Leonhardt. Clavichord recital. Philips, 1990, No. 422 3492 (запись Амстердам, 1988; На CD записи исполнения произведений Кр. Риттера, И. С. Баха, В. Ф. Баха, К. Ф. Э. Баха).
а.
б. Исполнение Г. Леонхардтом праллирующего группетто в т. 7.
в. Возможный вариант исполнения праллирующего группетто, согласно рекомендациям Баха в соответствии с первым изданием трактата. Отметим, что ритмическая организация исполнения во всех предлагаемых автором настоящей работы расшифровках может быть в мельчайших деталях иной.
|
д. Исполнение Г. Леонхардтом праллирующего группетто в т. 11. |
Собственно пралльтриллер, обозначенный на второй ноте мелодического секундового хода, встречается только однажды в этой сонате в т. 12 во второй части. Г. Леонхардт играет вместо названного и точно обозначенного Бахом пралльтриллера (см. оригинальной издание 1753 г. прим. 93б) мордент (то есть:).
Пример 93. а. Бах 1753. Соната си минор, вторая часть Largo maestoso (редакция Л. Хофманн-Эрбрехта), т. 11-12.
б. Бах 1753. Соната си минор, вторая часть, оригинальное издание, тт. 11-12.
в. Исполнение Г. Леонхардтом пралльтриллера в т. 12.
В других двух местах, где пралльтриллер обозначен над нотой форшлагом, написанным на секунду выше основной ноты (например, в первой части этой сонаты, т. 19; см. прим. 94а), Г. Леонхардт играет украшение как бы по варианту второго издания трактата Баха (1759), то есть начиная с основной ноты, но при этом артист не выполняет требуемого Бахом задержания (см. прим. 94б). Таким образом, пральтриллеры играются им как связанные трели, притом не в купереновском понимании, а в понимании Рамо.
Пример 94. Бах 1753. Соната си минор, первая часть Allegretto grazioso, т. 19 по редакции Л. Хофманн-Эрбрехта. В оригинальном издании в такте 19 первым украшением является праллирующее группетто. В примере 93, такт 19, взятом из редакции Хофманн-Эрбрехт, знак группеетто отсутствует. Он вписан здесь нами.
а.
б. Исполнение Г. Леонхардта.
Если перевести исполнение Г. Леонхардтом пралльтриллеров у Баха в сферу таблиц с расшифровкой орнаментики, то вместо баховских расшифровок (1753) или (1759) , у Г. Леонхардта звучит следующий способ исполнения: .
Напомним, что Бах не делал различия между записью пралльтриллера с помощью форшлага или пралльтриллера, обозначенного с помощью обычной текстовой ноты (то есть ноты, записанной не мелким шрифтом), а именно:
.
Вместе с тем, у Г. Леонхардта встречается исполнение праллирующего группетто (прим. 95а) с верхнего вспомогательного звука, то есть с повторением предыдущей ноты форшлага (прим. 95б), как это рекомендовал Бах в 1753 г., но собственно трельная часть праллирующего группетто опущена.
Пример 95. Бах 1753. Соната си минор, первая часть, т. 11.
|
б. Исполнение Г. Леонхардта |
в. Возможный вариант исполнения праллирующего группетто в соответствии с рекомендацией Баха (1753).
Но в связи с приведенной нами расшифровкой (прим. 95в), выполненной в соответствии с рекомендацией первого издания трактата Баха, необходимо напомнить, что повторение нот “си-ля” в расшифровке отнюдь не случайное. Ведь и в нотных примерах, и в объяснении Баха в § 27, 92 требуется, чтобы первые две ноты в расшифровке были повторены (текст § 27 в оригинале и в переводе). Это свидетельствует о том, что необходимо не только начинать праллирующее группетто с верхнего вспомогательного звука (как делает Г. Леонхардт), но и повторять первые две ноты расшифровки дважды (в нашем случае это ноты “си-ля”). Если не делать этого повторения, то понятие «праллирующее» нивелируется, так как в реальном звучании остается только собственно группетто (см. прим. 95б – исполнение Г. Леонхардта). Однако здесь важно не столько указать на эту неточность исполнения баховского праллирующего группетто Г. Леонхардтом, сколько отметить, что музыкант начинает расшифровку с верхнего вспомогательного звука. Это свидетельствует о его знании баховского требования, изложенного в трактате 1753 года и о необходимости это требование соблюдать.