Типы орнаментики
Рассматриваемый исторический материал относится к периоду, границы которого приблизительно охватывают полтора столетия, а именно: 1650-1800. Это полностью определяет все аспекты работы, из которых одним из важнейших является терминология. На протяжении последующих двухсот с лишнем лет (1800-2010), в связи с происходившими стилистическими (и эстетическими) изменениями в толковании орнаментальной терминологии, многие названия, прежде бытовавших украшений, потеряли своё изначальное значение. Другие же названия и вовсе исчезли из употребления.
Однако, в наше время, когда в музыкальном мире очень многие исполнители старинной музыки основываются на принципах «исторически информированной интерпретации (historically informed performance)» (до этого ― ок. 1970-2000 ― пользовались не совсем подходящим понятием «аутентичное исполнение»), знание орнаментальной терминологии и правильное ее понимание в разных национальных культурах и в разных исторических периодах стали крайне необходимыми. С учетом этих положений ниже предлагаются по возможности наиболее общие и краткие предварительные объяснения основных украшений и приводятся их старинные названия. Давая общее представление о тех или иных украшениях, невозможно обойтись без некоторых частностей, ибо в ином случае – без частностей – создалась бы искажённая картина. Обратимся к форшлагу, трели, морденту и группетто, так как эти украшения наиболее часто встречаются в музыке данной эпохи и мы подробно их рассматрим далее.