Исполнение пральтриллера: Тальхайм
А. Тальхайм исполняет все сонаты из Приложения Баха к его трактату (18 Probestückein 6 Sonaten, Wq 63 – 1753 г.). Дата 1753 подчеркнута нами, потому что речь идет о музыке, специально сочиненной именно для трактата Баха. Следовательно, все требования, высказанные Бахом в теоретической части его труда, должны в точности выполняться на практике применительно к сонатам из его Приложения. Исполнение А. Тальхайма на клавикорде очень выразительное и интересное. Если бы мы не знали требований самого Баха, то можно было бы сказать, что украшения исполняются с пониманием стиля того времени. Однако, зная сейчас баховские требования, обнаруживаем, что какого-то четкого следования его принципам в исполнении интересующих нас украшений в интерпретации А. Тальхайма нет.
Во второй части из первой сонаты (ми минор; прим. 89а, б) пралльтриллеры исполняются на сильное время в виде трехзвучной трели (то есть, как шнеллер Баха), начинающейся с основной ноты (как, например, в прим. 89в), то есть без повтора верхнего вспомогательного звука. Если исполнять пралльтриллер в этом месте, согласно объяснению Баха в 1753 г., то повторение верхнего вспомогательного звука необходимо (см. прим. 89д). Если же ориентироваться на трактат 1759 г., то верхний вспомогательный звук должен быть залигован, а реальное звучание украшения начинаться на слабое время (см. прим. 89е).
Аналогичное же трехзвучное исполнение слышим не только в пралльтриллере, но и в простой трели (такт 18), написанной под общей лигой (т. 19 прим. 89г), и без таковой в короткой трели (т. 11, прим. 90а). Однако, в принципе, А. Тальхайм во многих других случаях, где встречаются короткие трели без лиги, играет их, начиная с верхнего вспомогательного звука.
Пример 89. Бах 1753, Соната №1, вторая часть Andante ma innocentemente. Armin Thalheim. C. P. E. Bach. 18 Probestücke in 6 Sonaten (Wq 63). Königsdorf, 1988.
а. Тт. 18-21 из оригинального издания. В оригинальном издании такты 18-21 и далее написаны на разных строчках. Здесь они соединены в одну строчку. Стрелки, названия украшений и номера тактов вставлены в нотный текст во всех примерах автором настоящей работы.
|
в. Исполнение пралльтриллера в т. 21 А. Тальхаймом. |
г. Исполнение короткой трели в начале т. 19 А. Тальхаймом.
|
е. Исполнение пралльтриллера, в т. 21, согласно рекомендациям Баха в 1759 г. |
УТОЧНЕНИЕ: Нотные примеры 89б, в, д и е из Приложения Баха к его трактату выполнены по редакции Лотар Хофманн-Эрбрехта (Carl Philipp Emanuel Bach. 18 Probestücke in Sechs Sonaten nebst “Sechs neuen Sonatinen” zum Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen. Herausgegeben von Lothar Hoffmann-Erbrecht. Leipzig, [ок.] 1957). Для упрощения прочтения читателями нотного текста Баха при рассмотрении вопроса исполнения украшений мы пользовались в основном этим изданием с привычным типографским шрифтом. Аппликатура везде принадлежит Баху. Точность передачи баховского текста в издании Л. Хоффман-Эрбрехта сверялась нами по тексту оригинального издания 1753 г. Поскольку нотация расшифровки украшений воспроизводится с аудиозаписи, нет возможности с абсолютной точностью передать ритмический рисунок и порой артикуляцию (лигатуру). Что касается самих нот звучащих украшений, то в аудиозаписи они слышны отчетливо.
Таким образом, во-первых, немецкий клавикордист не делает различия между исполнением обычной короткой трели и пралльтриллера у Баха. Во-вторых, пралльтриллер играется не в соответствии с требованиями Баха, содержащимися в первом издании трактата. Исполнение этого украшения не соответствует также и требованиям второго издания трактата Баха (1759), ибо в последнем случае необходимо было выполнить задержание, чтобы начало расшифровки украшения не приходилось бы на сильное время.
Однако отмеченный принцип исполнения пралльтриллера у А. Тальхайма не является единственным. Исполнитель, как мы полагаем, знает требование Баха, изложенное в первом издании трактата (1753), потому что в сонате си минор (Wq 63, №4) во второй части (т. 12; прим. 90а) пралльтриллер играется им, начиная с верхней вспомогательной ноты, то есть с повторением предыдущей ноты си (прим. 90б). Но А. Тальхайм, в отличие от баховского требования играть пралльтриллер коротко, расшифровывает его как шестизвучную трель (прим. 90б). Исполнительский процесс ― процесс творческий, допускающий самые различные отступления от жестких требований, тем не менее, следует помнить, что, когда речь идет об интерпретации клавирных сочинений Баха, специально объяснившего, как нужно расшифровывать в его музыке украшения, необходимо пытаться быть насколько возможно более точными.
Пример 90. Бах 1753. Соната си минор, вторая часть Largo maestoso, тт. 11, 12.
а. Редакция Л. Хофманн-Эрбрехта.
б. Бах 1753. Соната №4 си минор, вторая часть, т. 12 в исполнении А. Тальхайма.
Праллирующее группетто в исполнении А. Тальхайма тоже во многих случаях не соответствует требованиям, которые выдвигались Бахом в 1753 г. А. Тальхайм часто играет это украшение антиципированно, особенно в тех случаях, когда отсутствуют ноты в сопровождении. В таких ситуациях немецкий клавикордист играет так, чтобы последняя нота исполняемого украшения совпадала бы с метрически сильным временем, подчеркивая тем самым сильную метрическую долю (в прим. 91б это отмечено нами знаком ударения). Укажем на то, что метрически сильными долями (пульсом) в медленном темпе данного Largo maestoso являются восьмые. Можно понять выбор подобной расшифровки, потому что при отсутствии ноты в сопровождении во второй четверти такта, хочется сыграть украшение так, чтобы с его помощью точно обозначить метр. Кроме того в исполнении А. Тальхайма именно мелодическая нота падает на эту долю. Но ведь у Баха, если следовать рекомендациям трактата 1753 г., не последняя нота праллирующего группетто должно совпадать с сильным или относительно сильным временем, а первая, которой у него является вспомогательная нота (прим. 91в1). Напомним: Бах требовал, чтобы все украшения (записанные знаками и маленькими нотками) исполнялись за счет времени основной ноты (субтрагированно), то есть за счет времени той ноты, к которой они относятся. Он писал: «Все украшения требуют пропорционального соотношения с длительностью [основной] ноты… (Alle Manieren erfordern eine proportionierte Verhältniß mit der Geltung der Note…) (Бах 1753, § 19, 58); «Все украшения, обозначенные маленькими нотками, относятся к следующей ноте, следовательно, никогда нельзя отнимать что-либо от времени предыдущей ноты… (Alle durch kleine Nötgen angedeutete Manieren gehören zur folgenden Note; folglich darf niemahls der vorhergehenden etwas von ihrer Geltung abgebrochen werden,…)» (там же: § 23, 59).
Если же брать в расчет рекомендации исполнения праллирующего группетто по трактату 1759 г. издания, то его реализация в третьем такте второй части данной сонаты могла бы быть такой, как в прим. 91в2. Отметим, что в редакциях сонат Баха, выполненных Р. Штеглихом и Л. Хоффманн-Эрбрехтом, праллирующие группетто во вступительной части издания расшифрованы корректно в соответствии с требованиями Баха, изложенными в 1759 и 1787 гг. (прим. 91г).
Пример 91. Бах 1753. Соната си минор, вторая часть Largo maestoso.
а. Редакция Л. Хофманн-Эрбрехта.
б. Исполнение праллирующего группетто в т. 3 А. Тальхаймом.
Аудиопример:в. Возможные варианты исполнения праллирующего группетто в сонате си минор, вторая часть Largo maestoso, согласно рекомендациям Баха
|
2. в соответствии со вторым/третьим изданиями: |
г. В редакции Вюрттембергских сонат Баха (1742) Рудольшом Штеглихом (Carl Philipp Emanuel Bach. Die sechs Württembergischen Sonaten für Klavier. Kassel-Basel-London-New York, [ок.] 1987) и в редакции Карл Кребса/Лотар Хоффманн-Эрбрехта (Carl Philipp Emanuel Bach. Die sechs Sammlungen von Sonaten, freien Fantasien und Rondos für Kenner und Liebhaber. Urtextausgabe. Herausgegeben von Carl Krebs. Neu durchgesehen von Lothar Hoffmann-Erbrecht. VEB, Leipzig, 1981) предлагаются расшифровки, соответствующие второму/третьему изданиям трактата Баха:
|
Л. Хоффманн-Эрбрехт |
Отмеченное расхождение с требованием Баха у А. Тальхайма достаточно существенное и принципиальное. Но здесь присутствует и более важное обстоятельство. По существу, А. Тальхайм (если опираться на инструкции Баха) играет не праллирующее группетто, а украшение, которое в его классификации названо der geschnellter Doppelschlag, что буквально переводится как шнеллируемое группетто, то есть отщелкиваемое группетто (прим. 92; ранее это украшение нами еще не упоминалось). В основе названия данного украшения лежит баховский термин schnellen, о котором говорилось в первой части настоящей работы и который обозначает соскальзывание пальца (отщелкивание, путем соскальзывания пальца – быстрого подтягивания пальца в направлении ладони) с клавиши. Обозначение праллирующего группетто и шнеллируемого группетто во многом схожи и следует быть внимательными при работе с баховской музыкой. Тем не менее, различие в написании этих двух видов группетто вполне отчетливое. Праллирующее группетто обозначается обязательно двумя знаками (группетто и трели: ). Иногда вместо основной текстовой ноты пишется форшлаг (), записанный на ступень выше основной ноты. В шлеллируемом группетто пишется только знак группетто и обязательно перед основной нотой будет форшлаг, дублирующий последующую основную ноту (). Знак трели отсутствует, что ясно показано в таблице V Баха (прим. 92). В переводе трактата Баха на русский язык (2005, 86) это украшение названо как «пружинящее группетто». У. Митчелл (Бах 1949, 125) в английском переводе в соответствии с тем, как он везде трактует слово Schnellen (the snap), то есть отщелкивание, название der geschnellter Doppelschlag переводится как отщелкиваемое группетто. Поскольку автор настоящей работы использует баховские оригинальные термины для передачи их названий по-русски, например, шнеллер или праллирующее группетто, то и название der geschnellter Doppelschlag, даётся как шнеллируемое группетто.
Пример 92. Бах 1753, Tab. V, Fig. 69 – шнеллируемое группетто.
Шнеллируемое группетто отличается в исполнении от обычного группетто лишь тем, что оно начинается с основной ноты, а не со вспомогательной. Впоследствии уже в последней четверти XVIII века и обычное группетто стало исполняться, тоже начиная с основной ноты, как у Баха шнеллируемое группетто. Это украшение стало весьма распространенным в ту эпоху.
По существу же Бах наделяет шнеллируемое группетто определенными особенностями, отличающими его и от группетто, и от пралльтриллера, и от праллирующего группетто. Шнеллируемое группетто у Баха чаще встречается в контексте стаккатных нот. Повторим: в нотации Баха все три вида украшений тщательно дифференцируются. Еще одним отличием является то, что в шнеллируемом группетто нет лиги, соединяющей форшлаг с нотой, к которой он относится. В баховском шнеллируемом группетто начальная нота играется точно на время сильной доли. Бах пишет (1753, § 33, 96):
§ 33. Когда группетто используется над отрывистыми нотами, оно приобретает особую остроту благодаря добавлению перед ней еще одной такой же ноты, как и та, что отмечена знаком украшения. Это, еще нигде не обозначенное украшение, я помечаю с помощью маленькой тридцатьвторой ноты, записанной перед нотой, обозначенной знаком группетто. Этот способ обозначения с помощью тройного хвостика [то есть, тридцатьвторой нотки] остается неизменным при любых длительностях следующей ноты и в любых темпах, поскольку нотка эта исполняется всегда наибыстрейшим ударом жестким пальцем и сразу же связывается [соединяется] со следующей шнеллируемой начальной нотой группетто. Таким образом, возникает новый вид праллирующего группетто, который, в силу того, что в нем необходимо использовать шнеллен, можно назвать шнеллируемым группетто. <…> Благодаря этой нотке группетто получает тот же блеск, что и праллирующее группетто, только встречающееся в совершенно других случаях.
§ 34. Поскольку праллирующее группетто может употребляться только после нисходящей секунды, ноты которой всегда должны быть связаны [лигой], и никаким другим способом не может быть использовано, то именно этот интервал и только в таком же [нисходящем] движении является единственно возможным препятствием к применению шнеллируемого группетто (Бах 1753, § 33, 34, 96: Wenn ein Doppelschlag über gestossenen Noten angebracht werden soll, so erhält er eine besondere Schärffe durch eben dieselbe im Anfange hinzugefügte Note, worüber er stehet. Diese noch nicht anders wo bemerckte Manier habe ich durch ein kleines Zweyunddreyßigtheil vor der mit dem Doppelschlage versehenen Note angedeutet. Diese dreyfache Schwäntzung bleibt bey allerley Geltung der folgenden Note und bey allerley Zeitmaaße unverändert, weil dieses Nötgen allezeit durch den geschwindesten Anschlag mit einem steiffen Finger heraus gebracht und sogleich mit der geschnellten Anfangs=Note des Doppelschlags verbunden wird. Auf diese Art entstehet eine neue Art vom prallenden Doppelschlage, welchen man zum Unterscheide wegen des nöthigen Schnellens gar wohl den geschnellten Doppelschlag nennen kann <…>. Der Doppelschlag erhält durch dieses Nötgen eben den Glantz, welchen er durch den vereinbarten Prall=Triller erhält, nur bey gantz widrigen Fällen.
§ 34. Denn, indem der prallende Doppelschlag allein nach einer fallenden Secunde und anders nicht gebraucht werden kan, wobey allezeit eine Schleiffung ist: so sind just dieses Intervall in derselben Bewegung und die geschleiften Noten überhaupt die eintzigen möglichen Hindernisse, diesen geschnellten Doppelschlag anzubringen»)» (выделено Бахом). Далее Бах пишет о том, где и в каких случаях можно вводить шнеллируемое группетто, но к нашему вопросу это не имеет непосредственного отношения.
Для темы настоящей работы приведенные объяснения Баха представляют значительный интерес по следующим двум причинам. Во-первых, здесь мы находим еще одно подтверждение тому, что праллирующее группетто не может исполняться как шнеллируемое группетто, и это относится не только к месту использования последнего украшения, но и к способу его расшифровки. Ведь если бы эти два типа группетто расшифровывались одинаково (у Баха их расшифровки различны), то незачем было обозначать их различным способом и незачем было бы акцентировать внимание на том, что шнеллируемое группетто не должно использоваться как праллирующее группетто, то есть на второй ноте нисходящего секундового хода, в котором ноты секунды связаны лигой. В приведенном прим. 92, Fig. LXIX, c и Fig. LXX Бах дает примеры, в которых шнеллируемое группетто встречается в контексте нот staccato и в восходящем секундовом мотиве. Праллирующее группетто в таких случаях не может использоваться.
Во-вторых, в тексте §§ 33 и 34 подтверждается необходимость присутствия лиги, соединяющей ноты нисходящего мелодического хода на секунду, когда обозначается праллирующее группетто.
По поводу содержания названных параграфов из трактата Баха У. Митчелл (Бах 1949, 125) очень точно указывает в сноске, что «в практике обозначения и в исполнении группетто в баховское и в наше время допускаются самые различные отступления, в силу чего весь раздел [о группетто у Баха] с многочисленными примерами становится особенно важным, так как он служит показателем того, что необходимо быть значительно более внимательными к утонченным различиям, присущим каждому типу группетто».
Автор настоящей работы ещё в 1989 г. опубликовал редакцию сонат Баха (см. Бах 1989), в которой попытался последовательно различать названные украшения, предлагая соответствующие расшифровки. Кроме того, в сонатах, сочиненных Бахом в разные годы, в расшифровке украшений соблюдаются в одних случаях требования Баха, изложенные им в трактате 1753 г., в других случаях (более поздних сонатах) ― требования, изложенные в 1759 г.
Но, как видим, А. Тальхайм исполняет вместо праллирующего группетто шнеллируемое. Бах считал это недопустимым. Ведь в приведенном выше описании шнеллируемого группетто Бах специально уточняет, что наличие перед праллирующим группетто ноты, отстоящей на ступень, выше служит «препятствием к применению шнеллируемого группетто». А. Тальхайм в данном случае избрал вариант исполнения праллирующего группетто, который еще в 1804 году рекомендовал А. Е. Мюллер в своей Школе (см. выше), но Мюллер классифицировал это украшение по-другому, а именно, как праллирующее группетто со знаком стаккато:
исполняется так .
Всё сказанное свидетельствует о том, что баховские принципы не были тщательно изучены в то время, когда А. Тальхайм записывал Probestücke.